Васильчук: Главное, ребята, сердцем не стареть
29 октября исполнилось 95-лет со дня образования ВЛКСМ. Еженедельник « Колымский Тракт» опубликовал интервью с ветераном комсомола Магадана, заместителем председателя Магаданской областной Думы, заместителем руководителя депутатской фракции партии «Единая Россия», председателем Совета директоров группы компаний «МагаданБизнесЦентр» Владимиром Васильчуком
«Откровенно говоря, в профессиональные молодежные лидеры себя никогда не готовил, о политической карьере не мечтал. Очень хотел связать жизнь с морем. Моряком был мой отец. Он меня еще в детстве морем «заразил».
В комсомол, как многие, вступил в школе, затем состоял в комсомольской организации Дальневосточного высшего инженерно-морского училища имени адмирала Невельского, в котором учился по специальности «Эксплуатация судовых силовых установок». Не могу сказать, что чем-то выделялся на ниве общественно-политической деятельности в среде студентов, хотя и выполнял разовые комсомольские поручения.
По окончании вуза по моим настоятельным просьбам получил распределение в Магадан. Единственный с курса»,- делится Владимир Александрович.
- Почему именно Магадан, ведь вполне могли трудоустроиться в куда более престижном месте – Дальневосточном пароходстве?
- Невозможно было не поддаться царившим тогда в обществе настроениям – патриотическим с изрядным налетом романтики: Север – место сильных духом, мужественных и веселых людей. Опять же, БАМ в то время гремел, другие Всесоюзные комсомольские стройки. Молодежь ехала осваивать труднодоступные регионы. Поехал и я.
Устроился работать в Магаданский морской торговый порт, который в те годы гремел на всю страну. И в области он тогда был одним из крупнейших предприятий. Огромный муравейник, жизнь в котором не затихала ни на минуту. Годовой грузооборот уже перевалил два миллиона тонн. Через несколько лет он достиг трех миллионов.
Втянулся в работу. Работа нравилась – она ведь связана с морем! Люди вокруг необыкновенные.Началось продвижение по служебной лестнице. И вдруг мою кандидатуру предлагают на должность секретаря комсомольской организации порта (на освобожденной основе).
Даже не предполагал, что такое может произойти. Руководство убедило не отказываться от предложения. Да тогда и не принято было отказываться. Если Родина сказала: «Надо!» - отвечай «Есть!» и приступай к исполнению.
Думаю, что неплохо справился с задачей. За время моего руководства организацией (1977-1979 годы) она, как и прежде, не покидала лидирующих позиций в городе, была на виду. На нас равнялись.
С избранием в комсомольские лидеры я попал на острие всех главных событий, происходивших не только в порту, но и в городе, области. Характерным явлением того времени было комсомольско-молодежное движение по созданию бригад, отрядов, ударно работавших на знаковых объектах либо там, где требовалась их помощь.
К примеру, каждую осень, в период кампании по завозу в область овощей на всю зиму, в порту создавались молодежные бригады в помощь магаданским докерам-механизаторам. Я сам такие бригады создавал и работал в их составе.
Набирали крепких, здоровых парней-добровольцев, которые после ускоренного обучения и инструктажа формировались в бригады и два-три месяца работали на разгрузке судов. И при этом, что интересно, часто демонстрировали ошеломляющие результаты по сравнению с бригадами профессиональных докеров. За смену молодежь могла выполнить две и больше нормы по обработке грузов.
Дух социалистического соревнования присутствовал! Азарт, задор, энтузиазм. Деньги во главу угла не ставились, хотя зарплату за эту работу, конечно же, платили, как и штатным работникам. Главной движущей силой тогда была… Почетная грамота. Жажда общественного признания и уважения как к победителям социалистического соревнования, которым торжественно и принародно вручали памятные призы, знаки, переходящие знамена, размещали фото на Доске почета. Быть первым, быть лучшим - вот что было важно!
Сегодня, в рыночных отношениях, на первое место вышел денежный стимул. И в этом, к слову, ничего плохого нет. Рынок – двигатель экономики.
- Население Магаданской области в 70-80-е годы было куда моложе, чем сейчас. Верно, и комсомольцев было много?
-Судите сами. Городская комсомольская организация (а население Магадана было примерно таким же по численности, как сейчас) насчитывала 20 тысяч членов. Каждый пятый магаданец – молодой человек, и почти каждый состоял в рядах Ленинского комсомола.
И всех объединяла общая идея, какое-то общее дело. Кинут сверху клич: надо помочь в уборке урожая, к примеру, или заготовить корма! Трудовые коллективы отряжают своих добровольцев, среди которых комсомольцы – в первых рядах.
Мы постоянно были чем-то заняты. Любое спортивное мероприятие, будь то «Кожаный мяч» или «Золотая шайба», носило массовый характер. Одних хоккейных коробок было по Магадану около тридцати! Комсомольцы их сами делали, своими руками, по месту жительства, чтобы детворе было где с клюшкой бегать, следили впоследствии за их состоянием. Перед каждым сезоном проводились рейды по дворам. За лучшее содержание хоккейных коробок поощряли, нерадивым – взыскания.
- Владимир Александрович, магаданские комсомольцы отзывались на «клич сверху». А инициатива снизу присутствовала?
- А как же! Никогда не забуду, как мы, портовские комсомольцы, в общем, взрослые уже люди (нам по 23-25 лет), у всех семьи, дети растут, сами собираемся бригадой и проводим комсомольское собрание, на котором голосуем за взятие повышенных обязательств по разгрузке судов. Скажем, вместо плановых 60-ти тонн за смену беремся обрабатывать 100 тонн. Фиксируем решение в протоколе, несем в комитет комсомола, тот озвучивает: такая-то молодежная бригада бросает вызов другим. Кто примет, не сдрейфит?А мы умираем в трюме, но выгружаем не 100, а 102 тонны. Потому что для нас это – дело чести.
- В 1979 году вы ушли из порта?
- Не хотел уходить. Чувствовал, что в порту я на своем месте. Но пошел на повышение по комсомольской линии: меня забрали в горком комсомола на должность второго секретаря горкома, затем стал первым. До 1984 года мне пришлось (или посчастливилось) быть на руководящей комсомольской работе.
- Лично для себя вы как определяете: «посчастливилось» или «пришлось»?
- Подводя итог того жизненного этапа, считаю, что это было здорово. Работа очень интересная, хоть и трудная, ответственная, отнимала много времени. Вытягивал энтузиазм, трудовой раж, азарт выполнения новых проектов.
За тот период в Магадане было построено много объектов методом комсомольско-молодежной ударной стройки. Одним из последних стала птицефабрика «Северная», ее строили комсомольцы со всей области. Грандиозный объект, призванный перекрывать потребности всего региона, был возведен в рекордные сроки. Жаль, что птицефабрика так и не заработала в полном объеме – наступила перестройка.
- Что случилось в 1984-м? Почему вы вышли из комсомольской системы?
- Комсомол – организация возрастная, а мне на тот момент исполнился уже 31 год. Уступил место молодым. До начала 90-х работал в облисполкоме, на «советской работе», как тогда говорили. А затем, как многие, с головой ушел в бизнес.
Вернулся в политику много позже, лет через десять. Но уже, конечно, на совсем другой уровень и в другом качестве.
- Владимир Александрович, кто еще из известных в области людей «вырос» из комсомола?
- Иных уж нет… Но у колымчан их имена на слуху. Это, например, такие замечательные люди и руководители, как Богдан Чайковский, Игорь Чуйко.
Из ныне здравствующих известных общественно-политических деятелей, вышедших из комсомольской системы, с удовольствием могу назвать Валентину Соболеву, Надежду Баталову, Василия Задорожного, Ивана Субботина, Юрия Гришана – он сменил меня на посту первого секретаря горкома комсомола. А до меня в этой должности был Алексей Смирнов, сейчас он возглавляет московское печатное спортивное издание.
Занятная деталь: в свое время первым секретарем Магаданского горкома комсомола был его отец. Алексей как-то делился со мной, что нашел в архиве акт о приемке дел за подписью отца. В документе перечислялось принимаемое в ответственное пользование имущество организации, в числе которого значилась повозка (одна штука) и лошадь. То есть, был в горкоме комсомола и свой гужевой транспорт…
- На ваш взгляд, в настоящее время стране нужна молодежная организация, подобная комсомолу? Насколько реально ее создать?
- Трудно сказать. Той объединяющей силы, которая была заложена в коммунистической партии, в комсомоле, сегодня нет. Столь могущественной и многочисленной организации не на чем и не на ком основаться. Люди сейчас воспитываются на других принципах. Подчеркиваю: я не считаю, что нынешние принципы хуже вчерашних. Они просто другие.
Сегодня больше возможностей для самовыражения, самореализации, для достижения самых амбициозных целей. В советском обществе сделать карьеру было просто невозможно. Разве что отдельным счастливчикам.
- Сделать карьеру стремились далеко не все. Люди были вполне довольны тем, что живут, во-первых, в спокойствии за завтрашний день, во-вторых, они чувствовали, что от них что-то зависит, что они такие же равноправные участники процессов – общественных, политических, экономических, как и все остальные.
- С другой стороны, сегодня открыт простор для личного роста, возможность быть не «как все». Нужно только задаться целью и начать прикладывать усилия для ее реализации. А цели могут быть самые разные: достичь профессионального совершенства, стать богатым или знаменитым. Или создать новое молодежное движение – почему бы и нет? Невозможного сегодня мало! Особенно если современная молодежь возьмет своим девизом наше, проверенное: «Главное, ребята, сердцем не стареть!»