Формировать конкурентное давление на складывающийся уровень цен на авиабилеты,- Широков
В рамках "правительственного часа" 404-го заседания Совета Федерации Федерального Собрания РФ, на котором шла речь о развитии конкуренции и совершенствовании антимонопольной политики, главе Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву сенаторами был задан целый ряд вопросов. Среди участников этого диалога были представитель Магаданской области в верхней палате парламента Анатолий Широков. В своем интервью он рассказал, какие актуальные вопросы затронул в общении с руководством ФАС России.
- Анатолий Иванович, по мнению Общественной палаты Магаданской области, государственный контроль за ценами на авиабилеты крайне слаб. Сегодня единственная структура, которая вправе что-то сделать - это Федеральная антимонопольная служба?
- Это вопрос я адресовал руководителю ФАС именно по поручению ОПМО. И доволен тем, что могу опубликовать получены ответ. Тема авиатарифов была и остается актуальной не только для жителей Магаданской области, но и всего Дальневосточного федерального округа. Жители Колымы и представители региональной Общественной палаты отличаются завидной активностью в обсуждении наболевшего для всех вопроса, держат руку на пульсе. Они регулярно отслеживают цены на пассажирские перевозки, шлют запросы во все инстанции, публикуя информацию в СМИ и социальных сетях.
Замечу, что Магаданское управление ФАС применяло санкции к авиакомпаниям за злоупотребление монопольным положением на рынке и установление необоснованно высоких цен на билеты. Однако ситуация такова, что в соответствии с действующим законодательством всё это происходит постфактум, когда люди уже приобрели авиабилеты втридорога.
Но сама процедура привлечения монополиста-авиаперевозчика к ответственности длительная и не позволяет пресекать ценовое самовольство в тот момент, когда оно происходит. По мнению Общественной палаты Магаданской области, антимонопольный орган должен получить полномочия оперативно отменять решения авиакомпаний о необоснованных повышениях тарифов на один и тот же рейс, период и класс обслуживания.
- Как руководитель Федеральной антимонопольной службы относится к возможности изменения законодательства и передаче его службе таких полномочий?
- Руководство службы, как прозвучало на "правительственном часе" такое предложение считает нецелесообразным. Как пояснило руководство ФАС, в сфере регулирования воздушного транспорта реализуются общие принципы антимонопольного регулирования. Сюда входит свободное ценообразование на авиаперевозки и услуги в аэропортах.
Антимонопольная служба провела анализ и пришла к выводу, что устранение административных барьеров и развитие конкуренции в перевозочной деятельности привели к тому, что в период с 2008 по 2014 годы объемы авиаперевозок увеличились с 49,8 млн. до 93,2 млн. человек. Рост объемов перевозок в этот период отмечается по всем направлениям, связывающим Москву с районами Дальнего Востока, Крайнего Севера и Сибири.
Если между перевозчиками на маршруте существует конкуренция, то уровень тарифов, понятно, снижается, становится меньше размах ценовых колебаний, определяемых спросом. К примеру, летом 2016 года на маршруте Магадан- Москва работали три авиакомпании, что в итоге привело к снижению ценовых предложений на пике спроса по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
- И все-таки на Дальнем Востоке размер авиатарифов в разы выше...
- По информации ФАС, на Дальнем Востоке удельный вес воздушного транспорта в объеме перевозок пассажиров в два раза выше, чем в среднем по стране. Обеспечение ценовой доступности воздушных перевозок является одной из важнейших социальных задач. Федеральная антимонопольная служба уделяет большое внимание этому вопросу.
Что касается стоимости авиасообщения, то она в значительной степени обусловлена затратами на авиатопливо, расходами на приобретение и содержание парка воздушных судов, аэропортовое обслуживание.
При этом важно отметить, что в последние два года рынок авиаперевозок развивается под влиянием целого ряда негативных факторов, что приводит к росту номинированных в иностранной валюте расходов перевозчиков по лизингу и техническому обслуживанию воздушных судов, а также росту суммарной задолженности авиакомпаний и сокращению возможностей для обслуживания долга, существенному снижению пассажиропотока на рентабельных международных авиалиниях и др. Именно такую информацию нам предоставила ФАС.
- Именно поэтому с уходом с рынка компании "Трансаэро" сократилось товарное предложение и снизился уровень конкуренции, прежде всего на дальневосточных направлениях?
- Совершенно верно. Но вместе с тем, группе компаний "Аэрофлот" в значительной мере удалось компенсировать падение рынка. Как известно, с 1 квартала 2016 года на дальневосточные направления вышла входящая в группу "Аэрофлот" компания "Россия". К тому же возможность перелета по доступным ценам обеспечивают и заявленные Аэрофлотом "плоские" тарифы. Если билеты бронировать заранее, то их стоимость до Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, Хабаровска, Магадана не превысит 12-13 тысяч рублей.
Однако, безусловно, необходимо решать задачу по привлечению новых перевозчиков. С их приходом удастся в большей степени удовлетворять потребительский спрос и формировать конкурентное давление на складывающийся уровень цен. Задача не простая, сложная.
- Анатолий Иванович, за счет каких мер, по Вашему, можно обеспечить снижение стоимости авиаперелетов по внутренним маршрутам?
- Этот вопрос также обсуждается на всех уровнях, начиная от регионов и заканчивая федеральным центром. Значительное снижение стоимости перелётов по внутренним маршрутам, прежде всего региональным и местным, в частности, может быть обеспечено за счёт развития низкотарифных перевозок. На это обратил внимание Игорь Артемьев.
Необходимо восстанавливать и развивать аэродромные сети, снижать стоимость аэропортового обслуживания, лизинговых платежей, внедрять лучшие зарубежные практики, обеспечивающие свободный доступ потребителей к услугам в аэропортах и др.
С точки зрения ФАС, создание на базе небольших аэропортов Севера, Дальнего Востока, Чукотки казенных предприятий - одно из направлений государственной политики по поддержанию и развитию аэропортовой инфраструктуры.
Сегодня принимаются меры для перехода к долгосрочному стимулирующему ценовому регулированию субъектов естественных монополий, что имеет большое значение для модернизации аэропортовой инфраструктуры и привлечению в эту сферу частных инвестиций.
- Приведите, пожалуйста, примеры...
- В настоящее время в действующее законодательство уже внесены изменения, устанавливающие обязанность инвесторов утверждать инвестиционные программы в сфере аэропортовой деятельности на Правительственной комиссии по транспорту.
Пример новых подходов — реализация инвестпроекта по строительству аэропорта в Хабаровске.
Для обеспечения транспортной доступности жителей отдельных регионов с европейской частью страны реализуются отдельные государственные программы. Речь идет о субсидировании воздушных перевозок отдельных категорий пассажиров с 1 апреля по 31 октября по 67 направлениям с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно. Для сравнения в 2009 году субсидировалось 33 направления.
- Еще один важный вопрос развития Крайнего Северо-Востока и Дальнего Востока - стоимость автомобильного топлива. Она чаще всего может характеризоваться как беспрецедентно высокая, когда в некоторых городских округах Колымы стоимость бензина А-92 может превышать 60 рублей за литр. Какие мероприятия по контролю за ценообразованием в этой области проводит ФАС и каковы могут быть способы решения этой проблемы?
- Общеизвестный факт - поставки нефтепродуктов на территорию ДФО осуществляются с пяти нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Два из которых находятся непосредственно в дальневосточном округе (Комсомольский и Хабаровский НПЗ) и три в Ангарске, Ачинске и Омске. Нефтепродукты поставляются в ДФО преимущественно по железной дороге. Крупнейшими компаниями, занимающимися мелкооптовой реализацией автомобильных бензинов и дизельного топлива в ДФО, являются ВИНК ПАО «НК «Роснефть» и ВИНК АО «ННК».
Отмечу, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Они формируются по рыночным принципам, основанным на сформированной коммерческой инфраструктуре рынка, а именно биржевых торгах и регистрации внебиржевых сделок.
Чаще всего люди интересуются, какие факторы влияют на рост цен. Их несколько. Это и динамика мировых цен, и рост отраслевых издержек, а также общие инфляционные процессы в экономике нашей страны. Естественно, что большое влияние оказывают налоги – их составляющая в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65%.
- Какие меры принимает ФАС России в отношении нарушителей закона о защите конкуренции?
По данным этой структуры, в период с 2008 по 2015 годы рассмотрено более 460 дел на региональных рынках нефтепродуктов. Было возбуждено также три «волны» дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства на федеральном оптовом рынке нефтепродуктов в отношении крупнейших нефтяных компаний: ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпромнефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ПАО АНК «Башнефть».
Общая сумма перечисленных в бюджет страны штрафов по фактам нарушения антимонопольного законодательства на федеральном оптовом рынке нефтепродуктов составила около 20,7 млрд. рублей.
Ситуация с ценообразованием на нефтепродукты в Дальневосточном федеральном округе обусловлена рядом дополнительных факторов: транспортными издержками поставок нефтепродуктов, слабой развитостью конкуренции на рассматриваемом рынке, недостатком емкостей (нефтебаз, складов хранения) под нефтепродукты.
Для улучшения ситуации на рынке нефтепродуктов ДФО ФАС России предлагает разработать и утвердить программу развития инфраструктуры хранения нефтепродуктов, включая развитие инфраструктуры независимых операторов рынка, обеспечить в течение года равномерную поставку нефтепродуктов на территорию ДФО (за исключением «северного завоза»), направленную на формирование товарных запасов для «высокого сезона», рассмотреть возможность замещения процессов производства и транспортировки необходимых объемов топлива в Российской Федерации между нефтяными компаниями и другие меры.
- И о долгожданном снижении стоимости электроэнергии на Дальнем Востоке. Ведь соответствующий федеральный закон начал действовать с 1 января 2017 года?
Это действительно так. Закон начал действовать с начала текущего года. Но это закон непрямого действия. Принципы, заложенные в его содержании, требуют создания механизмов – правовых и финансовых – их практической реализации. Вот этим и будет заниматься рабочая группа из представителей нескольких ведомств в течение ближайших трех месяцев, чтобы с 1 июля, как это и было установлено, тариф начал снижаться к уровню 3.19 руб. (среднероссийский тариф, на который ориентируются все расчеты). Мне удалось войти в состав этого коллектива, за что я благодарен Федеральной антимонопольной службе.
Принципиально схема остается той, о которой я много раз рассказывал в самых разных аудиториях Магадана и области. За счет установления оптовой надбавки на генерирующие мощности в центре страны, на Урале и в Сибири будут аккумулироваться целевые деньги на снижение издержек производственной деятельности энергосистем Дальнего Востока. Оператором этих средств станет «Русгидро», и речь идет о сумме около 29,5 млрд руб. А вот каков будет порядок передачи этих средств энергокомпаниям дальневосточных территорий – вот это и надо просчитать, продумать. Этим и занимается упомянутая мною рабочая группа.
Могу твердо сказать о том, что с 1 июля тарифы на электроэнергию начнут снижаться. Мы с вами это увидим. Более того, напомню слова полномочного представителя Президента России в ДВФО Юрия Петровича Трутнева о том, что за период с 1 января по 1 июля будет произведен перерасчет таким образом, чтобы компенсировать дальневосточникам оплату за электроэнергию за первое полугодие до среднероссийского тарифа.
Людмила Лата